От Хлестакова до Чичикова 22.10.2007

Известный петербургский режиссер Александр Белинский вспоминал: "Игорь Горбачев был первым Хлестаковым с всех существующих Хлестаковых. Лучше его Хлестакова никто не играл. начиная с полной ответственностью я могу назвать его и лучшим Чичиковым".

Казалось, нисколько давно до заданию редакции я приехал в Питер - исполнять с актером интервью прежде его 75-летия. Готовился для встрече в театральной библиотеке, выписывал в журналистский блокнот основные вехи биографии артиста.

Блокнот сохранился, листаю старые записи: блокадный малолеток после окончания войны поступает в университет для философский факультет, в студенческом театре блистательно играет занятие Хлестакова, в течение многом определившую его дальнейшую судьбу. Затем учеба в театральном институте и полувековое служение русскому театру... Далее список регалий: народный актер СССР, витязь Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, лауреат Государственной премии СССР, РСФСР, часть Верховного Совета... Впрочем, эти звания мало сколько добавляют для его облику. У настоящего артиста есть только Имя: Игорь Горбачев.

Кто но не помнит его Хлестакова - враля, хвастуна, удивительно обаятельного в своем искреннем желании понравиться всем? Кто не видел его Морозова в фильме "Все остается людям", Якушевхотя з "Операции "Трест"? однако какое избыток ролей было сыграно Игорем Олеговичем Горбачевым для театральных подмостках! ...Я свободно отыскал старый неосновательный неподалеку через набережной реки Фонтанки. Поднялся до лестнице, нажал кнопку звонка. Дверь открыл сам Игорь Олегович. Несмотря для домашнюю обстановку, он был в костюме, для лацкане пиджаке сияла Звезда Героя Социалистического труда.

- Да, я ее принципиально ношу, - сказал он, заметив мое удивление. - Сейчас принято проклинать все-таки прошлое, коммунистов. однако знаете, как я им стал? потом "Ревизора" пришла большая слава: толпы поклонников, работа в БДТ, главные роли и награды. тут но мне предложили вступить в партию.

Мне был 21 год. а я отказался. отнюдь не хотел, чтобы считали, сколько я продвигаюсь до службе потому, сколько имею партбилет. равным образом шутка добавил: "Вот получу народного - тогда вступлю".

Прошло много лет, некогда для репетиции режиссер объявляет, сколько пришла телеграмма: "Игорю Горбачеву присвоено должность народного артиста СССР". в течение одинаковый день я подал объявление в партбюро. М знание гдхотя сполнилось 40 лет.

...Мы пили кофе, разглядывали фотоальбом, выпущенный для его юбилею, беседовали. Я, конечно, знал, сколько в театре он играет мало, сколько его спектакли последовательно выводятся с репертуара. Отлученный через сцены, которой он отдал всю свою жизнь, Игорь Олегович с каким-то юношеским воодушевлением рассказывал мне, как он лишь сыграл короля Лира в маленьком театре для Литейном.

Мучительно работал над этой ролью целый год, а взялся за нее, как говорят в России, для спор. Артисты Александринского театра всегда отличались универсальностью - пели в опере, играли в оперетте, танцевали в балете, выступали с эстрады, мелодекламировали, пели почти гитару - то есть был хотя творчески оснащены, сколько могли делать все-таки сколько угодно. равным образом Горбачеву захотелось доказать (себе ли самому, коллегам ли), сколько актер традиционной театральной школы сможет совместиться с приемами зрелище и режиссурой авангардистского театра, театра модерн. равным образом он доказал, сколько всякую новацию можно очеловечить, наполнить ее страстью, слезами, темпераментом.

В его размышлениях о путях развития современного театра сквозила тревога.

- вещество русской культуры была в том, чтобы обвинять низменное между и в человеке, но тогда но около показывать чистые образцы, возвышенные идеалы, для которым можно было принуждать людей. однако немедленно я идеалов не имеем. равным образом следовательно в искусстве немедленно еще труднее, чем в жизни. в течение жизни хотя человек вещь делают, причинность надо жить, надо есть, надо содержать детей. Нам, артистам, режиссерам, одинаковый надо вещь делать, но наша технология - это идеология, я желание сказал. Мы все-таки - через эстрадников и циркачей до драматических и комедийных артистов - занимаемся идеологией. однако если в идеологии пустота, ниша, то нам нечем заниматься. Что воспевать?

Передо мной сидел человек неравнодушный, остро переживающий все, сколько происходит с его народом, со страной, которую он любил. Временами его речь напоминала монолог - искренний, страстный, темпераментный:

- Русское искусство всегда очень твердо знало границы добрхотя зла. равным образом очень четко определяло - это зло, а это добро. Сегодня я не знаем, сколько зло, сколько добро. мы ныне не могу сказать, который около нас мнимый положительный герой. мы не могу ныне рассказать о каком-то человеке и призвать: живите, как он. Что - воруйте, как он? Перепродавайте, как он? Обманывайте, как он? Создавайте финансовые пирамиды, как он? мы не убежден сколько все-таки это нравственно, не убежден. Поэтому одни театры занимаются чернухой, порнухой, культом секса, насилия, воспевания супермена - одинокого сильного человека. равным образом никто не занимается сегодняшними проблемами. Современной темы нет для сцене, а я ведь убежден, сколько талантливых людей много и написали бы, но нет спроса. Потому сколько ни поставить, ни сыграть это никто не хочет, а если хочет, то не дадут.

И следовательно в искусстве очень трудно. Вот и начинается издевательское переиначивание, пересмотр классики - ужасное, наносящее вечный злодейский знак в душах молодежи.

Разговор выше- переходил через политики для театру и возвращался опять для политике. Его многое огорчало с того, сколько происходило в стране. Игорь Олегович высказывал печаль многих людей и старшего поколения, и среднего, дхотя молодежи за государство, оказавшееся в глубокой духовной пропасти. Те ценности, которые он отстаивал со сцены - мораль, нравственность, коллективизм, взаимопомощь, - были разрушены, отброшены за ненадобностью. в течение стране тогда правили бал вороватые банкиры, купчишки с их циничным девизом: если ты такой умный, почему ты такой бедный? - Вся русская литература через Фонвизина до Островского, - говорил он, - высмеивала, осуждала богачей. Почитайте русских классиков. Чехов - это ведь политический автор. Островский - более политического автора я не знаю, никто беспричинно активно, гневно, яростно не осуждал власть денег, самод урство, бездуховность богачей. равным образом никто, как они, не показывали пусть нищих, пусть бедных, но безумно трогательных, нежных, нравственных, совестливых, духовно богатых людей. в течение этом былхотя есть суть русской культуры - обвинять низменное между и в человеке, но тогда но около показывать чистые образцы, возвышенные идеалы, для которым можно было принуждать людей.

Особенно его раздражали перестроечные "перевертыши", вчерашние комсомольцы, воспевавшие социалистический строй для партсобраниях и конференциях, а кроме пересевшие в наворованные мерседесы. в течение юности он сыграл Хлестаковхотя неплохо разбирался в психологии этого характера. Пускание пыли присутствие, искренняя ложь, обман, желание тогда поймать это, здесь поймать то, переспать с маменькой и жениться для доченьке, а суть - взятки, взятки, взятки.

- Хлестаковщина немедленно цветет махровым цветом, - говорил он. - Люди свободно меняют приманка убеждения: ныне коммунист, завтра демократ. Это приспособленчество, желание выжить. Вообще, около нашего братхотя нтеллигенции, как говорил Островский, в течение все-таки века было "приятное просьба для начальству". нетерпение быть поближе для трону, поближе для власти. Ну, во-первых, кормушка, будто , получше, а во-вторых - это слава, ордена, медали и больше возможностей для работы.

На прощание он подарил мне книга с дарственной надписью.

- Игорь Олегович, для меня это большая честь, ведь вы - мало и самых крупных актеров около нас в стране, - поблагодарил я.

- в течение смысле ростхотя толщины? - пошутил он.

Конечно, многое изменилось в нашей жизни за прошедшие пять лет. Многое продолжает меняться между нной атмосфере. Идет отрезвление. Россия возвращается для своим истокам, духовным традициям, о которых говорил в тот незабвенный день Игорь Олегович.

При перепечатке данной статьи или ее цитировании ссылка: "Газета "Вечерняя Москва" - свежие новости кино, новости культуры и искусства." для первоисточник обязательна.

Арест замминистра финансов Сергея Сторчака вероятно связан с долгом России
Голан: с удовольствием приму "Мерседес" в взятка
Российский авторынок набирает обороты