Сергей Миронов: Об октябре 1917 возраст нуждаться помнить и думать 30.10.2007

7 ноября исполняется 90 лет Октябрьской революции 1917 года. У каждой с политических сил свое приказ для этой дате.

История не вырванных страниц

Октябрь 17-го, великий и трагический, как лакмусовая бумага, проявляет, который есть кто. Коммунисты, как всегда, твердят о нем в пафосной риторике учебников научного коммунизма. Либералы говорят о "исторической аномалии" и "заговоре кучки авантюристов". Национал-патриоты сетуют о "России, которую потеряли", и вспоминают о "вожде в пломбированном вагоне"...

А есть хотя ая идейная (или безыдейная?) позиция: с одной стороны, вроде желание узнавать число Октябрьской революции 1917 возраст официальным памятным днем России. из другой - проталкивать закон о снятии со Знамени Победы серпхотя молота, пытаясь весьмедвежьи неуклюже подправить несколько шероховатую, в чей-то взгляд, историю России.

По поводу политического прокола с "исправлением" Знамени Победы его инициаторы до сих пор честный не объяснились с общественностью. Кажется, было заранее ясно, сколько козни в святыню оскорбит ветеранов. же покусились. Почему? По глупости? Ну нет. Скорее это была попытка выполнить определенный политический поручение тех, кого больше только в свете волнует судьба своих элитных особняков, банковских счетов, "мерседесов" и яхт. Их сильно раздражают совершенно эти серпы и молоты, красные звезды и прочие напоминания о том, как раз Россия взорвалась, и совершенно трагически перемешалось. Им желание очень хотелось, чтобы общество забыло о Октябре 17-го. же оно не забывает. Ведь история - не записная книжка, не блокнот. Из нее беспричинно простой страницы не выдергиваются.

Когда-то Пушкин в письме Чаадаеву писал о том, что, хотя очень многое в российской жизни его огорчает и даже оскорбляет, он никак не хотел желание "ни переменить отечество, ни иметь другой истории, чем история наших предков, как ее послал нам Бог". отнюдь не беспричинно ли и нам следует обращаться для Октябрьской революции 1917 годхотя всему последующему советскому периоду? Что произошло, то произошло. Это дан ность. Ни изменить, ни тем более вычеркнуть ее никому не удастся. равно потому пусть крейсер "Аврора" продолжает стоять в Неве, пусть красные звезды светят с кремлевских башен, а в Знамени Победы остаются символы, соответствующие исторической правде.

Если говорить сам о моем отношении для Октябрьской революции 1917 года, то его можно выразить довольно краткий : я за максимально справедливый подход для этой важнейшей странице истории. Это был исторический предупреждение для только мирхотя тем более для нашего народа. по образу урок, Октябрь должен ныне осмысливаться и нынешними политическими элитами, партиями, властью. же чтобы исполнять правильные выводы с этого урока, надо есть наши знания и представления о событиях 1917 годхотя их последствиях с любых наслоений и искажений.

В годы сталинизма сложилась апологетическая концепция подготовки революции, ее причин и последующего развития страны, выраженная в "Кратком курсе истории КПСС". Тоталитарному режиму требовалась своя интерпретация, следовательно совершенно представлялось в виде схемы, в которой судьбы народа определялись "мудрыми" решениями вождей и партийных съездов. Эта план торжествовала в разных вариациях долгие годы, вылившись в тысячи книг, диссертаций, кинофильмов, а в конечном итоге - в брежневскую концепцию "развитого социализма". равно ныне старые клише модный около нынешней верхушки КПРФ, не делающей даже попыток хотя недавно модернизировать приманка взгляды в соответствии с реалиями.

Весьма характерно, сколько и ярые противники Октябрьской революции в течение многом сходятся со сталинистами. но меняют плюсы в минусы. Они одинаковый считают Октябрь только детищем большевиков. же теории "случайно удавшегося переворота", суждения о том, сколько революции вместе не было, а большевики простой "подобрали власть, валявшуюся в мостовой", - одинаковый разновидность мифотворчества.

На выше- взгляд, Октябрь 17-го и его остаток з аслуживают серьезного осмысления, а не слепого осуждения или возвеличивания. Необходимо увеличение исследовательских подходов, а не замена огульной апологетики столь но огульной обструкцией.

Не наступить в грабли

Прежде только надо следовательно понимать, сколько совершенно происходившее в России в начале ХХ векхотя мело не субъективную, а совершенно объективную основу. Революционные потрясения в России не были изолированным событием, а являлись частью глобального процесса. Октябрь 17-го оказался самым крупным с социальных катаклизмов, но подобные часто возникали и в других местах планеты. Революции и революционные выступления разных масштабов происходили тогда в Китае, Мексике, Венгрии, Индии, Турции, Монголии и других странах. Таков был мировой контекст, такова эпоха. пред государствами и нациями, до разным причинам отставшими в развитии, вставали судьбоносные геополитические вызовы. Они оказывались перед выбором - либо находить способы догоняющего развития, форсированной модернизации и политической трансформации, либо успокаиваться с проигрышем, со своей второстепенной ролью, а возможно, даже и с исчезновением с политической карты мира.

Россия до валовым показателям входила в шестерку ведущих мировых держав, но быть этом она оставалась отсталой, аграрной страной, в которой еще, несмотря в отмену крепостного права в 1861 году, беспричинно и не был решен земельный вопрос. Анахронизм самодержавного строя сдерживал развитие, мешал переменять общественную жизнь в началах социальной справедливости. Даже если сколько и делалось, делалось половинчато. Столыпинскую реформу до конца не довели. Многопартийность была в зачаточном состоянии. Дума в течение многом оставалась декорацией. Гражданское общество, которое могло желание составить опору режиму в прорыве в новый, XX век, собирать побоялись.

Вывод, который следует исполнять для дня сегодняшнег о: если жизнь требует заниматься модернизацией страны, очень опасный петь этот процесс, откладывать в потом. Недостаточность реформ - вот однхотя з главных предпосылок прежде Февральской, а кроме и Октябрьской революций 1917 года.

Еще одной предпосылкой стал громадный отверстие между тогдашней российской элитой, состоявшей с семейный аристократии, и людьми труда. Ленин будто бил в недостаток , говоря о наличии "двух наций в одной нации". Действительно, со времен Петра, прорубившего "окно в Европу", поляризация обществхотя национальной культуры постоянно нарастала. Представители правящего слоя чувствовали себя "европейцами в собственной стране" и глядели в принадлежащий народ, как в варваров. но сам народ жил традиционными представлениями, не ощущая духовного родства с власть имущими. Эти две "нации" долгое время даже говорили в разных языках: верхи - в французском, низы - в просторечном русском. Дхотя мыслили они в разных системах ценностей.

Этот предупреждение Октября 17-го одинаковый актуален и должен ныне восприниматься как некое предостережение. держать в памяти о нем надо хотя для того, чтобы не наступить в дежурный немного в грабли, забытые в траве забвения.

Часто говорят о том, сколько Октябрьская мятеж 1917 возраст сыграла большую занятие знание лько для России, но и для многих промышленно развитых государств. равно это правда. Она очень перепугала правящие круги и имущие классы стран Запада, заставилхотя х действительно вцепиться за работа систем социального партнерства, образование среднего класса, увеличение роли государства в экономическом планировании, социальном регулировании, патронаже образования, медицинского обслуживания, науки, культуры и т.д.

Но вот вопрос: Запад-то многому научился в нашем примере, а который научит тому но социальному партнерству наших новых нуворишей, не остывших с азарта первоначального накопления капиталов? Кто научит тех наших чиновников, для которых понятие общественная польза - пустой звук? Кто научит либеральных экономистов, взявших в привычку с гайдаровских реформ думать о народе и обществе с технократическим цинизмом? Подчас простой поражаешься, если слышишь с иного высокопоставленного деятеля рассуждения о том, сколько в российское деревня вкладываться не надо. Там, дескать, много избыточного (?) населения. то есть сколько пенсионеры - "балласт для страны" и следовательно надо увеличивать пенсионный возраст. то есть сколько высота минимальной оплаты труда увеличивать нежелательно, причинность это "отпугивает зарубежных инвесторов"...

В отличие с западных коллег таких ничему не учит знание сколько чужой опыт, но даже собственная история. Собрать желание их всех вместе 7 ноября в каком-нибудь присутственном месте, однако почитать им желание что-нибудь для вразумления с Владимира Ильича...

Христианство с топором

"Мир - народам!", "Земля - крестьянам!", "Хлеб - голодным!", "Свободу - угнетенным!" Кто может сказать, сколько сами до себе эти лозунги, отражавшие нужда самых широких слоев в коренных общественных переменах, мало справедливы или нравственны? Октябрьская мятеж генерировала выброс общественной энергии, обладавшей и определенной разрушительной силой, и колоссальным созидательным, творческим потенциалом. Пружина, которую сжимали столетия, разжалась и скоро ускорила ход общественных процессов.

Эту позитивную энергию Октября я должны отделять с последующих преступлений режима. Сама до себе социалистическая мысль не виновата, сколько в течение главе грандиозного социального эксперимента оказались в 1917-м деятели, которые, до выражению Г. Плеханова, были "левее здравого смысла". Которые пришли для начальство с убежденностью в возможности применения насилия в течение имя революционной целесообразности. из химерами мировой революции и всеобщей уравниловки. из ненавистью для частной собственности и демократическим свободам.

Надо признать, сколько массы были увлечены бескомпромиссной революционностью большевиков. лишенный чего их поддержки те не выиграли желание Гражданскую войну. же не тоталитарный строй был главным источником всех лучших достижений советской эпохи, которыми я можем и должны гордиться сегодня. Этим источником былхотя менно смелость "разжавшейся пружины", народного порыва для достойной и справедливой жизни. Благодаря этому порыву отсталая аграрная страна смогла высказывать в передовые индустриальные державы. Благодаря нему была побеждена неграмотность, созданы лучшие в мире системы бесплатного народного образования и здравоохранения. Благодаря этому была одержана великая триумф над фашизмом, покорены высочайшие вершины в культуре и искусстве, науке и технике, освоении космоса.

Трагизм, однако, в том, сколько и цена только этого в результате деятельности тоталитарного режима оказалась ужасной: миллионы людей, перемолотых в мясорубке репрессий и раскулачиваний, замученных в ГУЛАГе, погибших с голода, лишенных политических прав. "Христианство с топором", - беспричинно метко сказал о большевизме У. Черчилль, имея присутствие его способность с легкостью бесславить святую социальную идею кровью. на конечном счете то есть строй своей идеологической зашоренностью, тотальным контролем за образом мысли и поступками людей, подавлением любой экономической и политической инициативы завел страну в новые тупики, привел ее для геополитической катастрофе, для распаду.

Закономерен вопрос: можно ли считать ту социальную конструкцию, сколько была создана в СССР, социализмом? Думается, вернее было желание говорить о номенклатурном или казарменном квазисоциализме, искусственной, а потому бесспорно ограниченной в исторической перспективе модели.

Уроки Октября и последующей советской эпохи суровы и трагичны. же я должны делать правильные выводы. рукоделие не в ущербности идеи социализма. рукоделие в том, сколько любую идею можно довести до абсурда. Ущербен сам метод, основанный в стремлении насильственно делать благо. Ущербно представление, сколько можно построить некое "чисто социалистическое общество", и оно довольно справедливым быть тотальном подчинении пусть благой, но одной-единственной идее. Увы, но отказ с демократии и плюрализма, с таких общецивилизационных достижений человечества, как рынок, частная собственность, свобода предпринимательства, права человека, многопартийная сис тема, парламентаризм, непременно ведет для тоталитаризму.

Нравственный камертон

Так но как человек уживаются в одном обществе, беспричинно но должны выучить уживаться и идеи. Именно следовательно я говорю о социализме преимущественно в ценностном понимании. ход для социалистическому идеалу, в выше- взгляд, лежит не через "построение светлого будущего", а через настойчивую и последовательную борьбу за приговор сегодняшних задач как социальной справедливости. сквозь постоянную гуманизацию общественного устройства. сквозь длительную и упорную реформаторскую работу. Это и есть в нашем понимании путь для социализму XXI века.

Россияне, для сожалению, пока мало знают о часть богатстве идей, которое выработано мировой социалистической мыслью. на частности, о том, насколько отличны представления социалистов с взглядов коммунистов-ортодоксов. Формационный взгляд в "социализм", воззрение о нем как о некоей умозрительной конструкции, которую надо "строить", - это совершенно вчерашний день. Современное мечта состоит в том, сколько для достижения истинного успеха в социализации общественного устройства важна не некая умозрительная конечная цель, а творческий, созидательный процесс. По образному выражению одного с выдающихся представителей западной социал-демократии Вилли Брандта, "социалистический идеал представляет вещь вроде линии горизонта". сей "горизонт" манит за собой, заставляет двигаться вперед, последовательно создавая совершенно более комфортные условия для всех слоев населения, обеспечивая надежда каждой сплетня для гармоничного развития.

Я выступаю за скорейшую разработку конкретных предложений, ориентиров, приоритетов, исходящих с того, сколько долговременно стабильным и состоятельным может способный только то общество, в котором полноценно учитываются интересы огромной массы людей трудхотя всех тех, который нуждается в социальной поддержке и защите.

Коммунистическая идеология не служит этой миссии весьнастоящему. Она тонет в пустой фразеологии, воспоминаниях о прошлом, проклятиях в адрес оппонентов и апокалипсических угрозах. но некоторый ведь должен заниматься грязный конструктивной работой, злобой дня, извлекать в повестку дня рутинные социальные вопросы, сочинять предложения, задавать нравственный камертон обществу. Кто-то должен, фигурально выражаясь, "зудеть" в ухо представителям имущих классов о социальной ответственности и партнерстве, говорить работодателям о справедливом отношении для наемным работникам. Кто-то должен постоянно напоминать успешным и благополучным о пенсионерах, инвалидах, людях с малым достатком.

Убежден, сколько левый проект, не увязший в прошлых заблуждениях, основанный в современном понимании социализма, в новой возрождающейся России обречен в успех.

Нельзя не видеть, сколько влево начинает идти маятник общественных настроений. Во-первых, человек совершенно меньше отождествляют истинную социалистическую идею с тем, сколько им предлагалось в Советском Союзе. Они ведь ныне часто ездят за рубеж. равно видят, сколько социализм в деле может способный совершенно другим: не в пропагандистской шелухе, а в реальном качестве жизни.

Во-вторых, после достигнутой экономической и политической стабилизации в России наступает время сосредоточиться в масштабных социальных задачах. Наконец, в-третьих. Именно левый проект, который не является инструментом революции, а, наоборот, нацелен в предупреждение социальных потрясений, жизненно необходим стране, как своего рода встроенный стабилизатор, позволяющий достигать балансхотя нтересов, социальных компромиссов, общественного мира.

Уважение для отечественной истории, традициям старшего поколения - другой -- и обчелся с принципов, которые объединяют общество. У меня нет неясности с позицией до отношению для наследию Октябрьской революции 1917 годхотя ее нынешнему юбилею. на меня нет вопроса: "Праздновать или скорбеть, радоваться или стыдиться?" Мой ответ - помнить и размышлять!

Исторически обоснованно то, сколько в официальном уровне Октябрьскую революцию перестали называть "социалистической". Это приговор не соответствовало действительности, было одним с атрибутов мифологии. но вот то, сколько перестали называть "великой", полагаю, зря. Французам-то ничего надо называть свою революцию Великой французской, хотя в современной Франции вряд беспричинно быстро много поклонников якобинской диктатуры. но быстро выше- Октябрь и до масштабу, и до своему влиянию в мировые процессы не менее грандиозен.

Пройдет время, и я гораздо спокойнее и трезвее будем говорить о Великом Октябре. Придут новые поколения, свободные с былых стереотипов. нива битвы довольно полем памяти. равно если в поле битвы позволяется многое, то в поле памяти ни звучать овациями, ни политиканствовать, ни митинговать, ни кощунствовать, ни проклинать, ни спекулировать не подобает. На поле памяти надо касаться умом и сердцем для Истории и делать выводы с нее.

Сергей Миронов, начальник Совета Федерации

При взрыве в Назрани ранены четыре человека
Четыре человека погибли в результате ДТП в Кубани
Состояние матери президента Чечни удовлетворительное